16+

Почему новый фильм Тодоровского похож на рекламный ролик Большого театра

23/05/2017

Почему новый фильм Тодоровского похож на рекламный ролик Большого театра

В прокат вышел фильм Валерия Тодоровского «Большой». Про балет и Большой театр. Главные роли в нем сыграли профессиональные танцовщики и знаменитые советские актеры – Алиса Фрейндлих и Валентина Теличкина. Съемки проходили в самом Большом.


           Однако тот, кто ждет фильм в стиле «интриги, скандалы, расследования в главном театре страны», будет разочарован – Тодоровский снял оммаж большому балету. Почему фильм за триста миллионов рублей превратился в  рекламный ролик Большого театра,  размышляет «Город 812». 


Хотя фильм называется «Большой», он все-таки больше про балет. Тем более что балет здесь действительно большой. Он будит большие страсти и становится делом всей жизни  главной героини –  девочки Юли. Ей, еще  маленькой,  чудом удалось попасть из нищего шахтерского городка в московское хореографическое училище. Там она набралась  уму-разуму и пройдя положенные испытания и доказав свою верность балету,  вышла   на сцену Большого театра.

И, конечно, станцевала «Лебединое озеро».

То, что  героиня российского фильма про балет, женщина, совершенно естественно. Наш балет вообще женский. Несмотря на наличие мировых знаменитостей (Барышников, Нуриев и даже Цискаридзе), только балерины остаются в народной памяти. Вот и в фильме много  сильных женских характеров. Кроме героини, отлично сыгранной Маргаритой Симоновой, есть старая  балерина,  педагог и наставница молодежи по фамилии Белецкая.

Белецкая – собирательный образ всех советских  балетных прим:  дурной характер, бешеный темперамент, высокопоставленные любовники и одиночество на старости лет. Ее играет Алиса Фрейндлих – режиссеру здесь нужна была харизма и умение одной интонацией нарисовать характер. Это у Фрейндлих есть. Ее героиня муштрует девочку Юлю, но заодно становится ей родной матерью. Эти персонажи – самая сильная сторона фильма. И все основные конфликты, которые двигают сюжет, – конфликты между женщинами.  Они  ссорятся, мирятся, делят мужчин и меряются размером прыжка. Это придает «Большому» близость с землей – страна-то у нас матриархальная.

Еще одна очевидная вещь:  история девочки Юли – история Золушки, хотя и с небольшими вывертами. И это тоже неудивительно. Балет – идеальный для России пример социального лифта, он может поднять с самого низа на самый верх за счет  таланта и упертости. Большой театр здесь символ успеха, попадание в который переводит тебя в статус небожителей.

Поэтому Тодоровский усиленно работает на контрасте:   детство главной героини было нищее и полууголовное, а город, где родилась, – почти балабановский филиал ада на земле. Но пропуск в Большой – билет из этого ада. Пролетарское происхождение героини так сильно подчеркивается, что можно подумать, что  «Большой» снят в пику  «Матильде» с ее великосветскими страстями.

 

Вот с этим пролетарским происхождением как раз и  возникают сложности. Главная проблема «Большого» в том, что все эти ясные сюжетные и смысловые схемы летят у Тодоровского ко всем чертям. Примерно на середине фильма режиссер передумывает снимать историю успеха Золушки и превращает  свой фильм в психологическую драму. У героини вдруг появляются неизвестные ранее черты характера, из-за которых она  должна противостоять не внешними  обстоятельствами, а собственными слабостям. А все потому, что зачем-то возвращается в свой ад на каникулы,  в тот самый шахтерский город, из которого так успешно вырвалась.  После чего  из вполне цельной и целеустремленной маленькой оторвы  она превращается в занятую саморазрушением  неврастеничку.  Это  делит «Большой» на две малосвязанные  между собой части и вызывает у зрителя жесточайший когнитивный диссонанс.

Такой отчетливый непрофессионализм многие объясняли тем, что «Большой» планировался как  сериал, и Тодоровский просто не мог  заставить себя  вырезать из полноэкранной версии лишний материал. На самом-то деле логика есть. На время  превратив свою героиню практически в Сонечку Мармеладову, Тодоровский доказывает: мир  балета – единственное место, где сохранились нормальные человеческие чувства. А реальный мир – это кошмар, полный предательства и несправедливости. В таком мире никаких историй успеха не бывает. История успеха у нас  может закончиться только на кладбище или в тюрьме. Поэтому вместо нее Тодоровский снял чистый гимн искусству.  Понятно, что к жизни реального большого балета его фильм  отношения не имеет. Но наверняка  после его просмотра учиться балету отправится  целая  стая маленьких лебедей. И в Вагановское училище выстроится очередь. Цискаридзе будет доволен.            

Елена НЕКРАСОВА











Lentainform