Как за восемь лет рубль из царского стал советским
23/05/2017
По словам Аркадия Трачука, генерального директора АО «Гознак», идея проведения временных выставок появилась по трем причинам. Первая – успех Музея истории денег (открылся для публики осенью 2016 года). За первый зимний сезон его посетило более 10 тысяч человек, что является хорошим показателем для специализированной экспозиции.
Вторая причина – огромные фонды «Гознака», почти неизвестные широкой публике. Большая часть эскизов денежных знаков и самих банкнот, представленных на выставке «От керенки до совзнака» демонстрируется впервые.
Третья причина – 100-летие русской революции, попытка показать, как всего за восемь лет произошли радикальные перемены в денежной системе страны.
Чтобы публика не запуталась в десятках монет, бумажных дензнаков и нереализованных эскизов, выставка поделена на восемь разделов. Начинается все с того, как все было хорошо в императорской России. После денежной реформы, проведенной Сергеем Витте, рубль стал одной из самых стабильных валют. Кредитные билеты без ограничений обменивались на золотые монеты. За одну «катеньку» – 100-рублевую купюру с изображением Екатерины II – можно было получить 10 золотых монет с профилем Николая II. Стабильность рубля позволяла чеховским интеллигентам ездить по заграницам (кстати, в «Двенадцати стульях» отец Федор расплачивается с архивариусом Коробейниковым царскими «золотыми десятками»).
Война все испортила. Через неделю после начала Первой мировой войны обмен банкнот на золото прекратился, и был на полную мощь включен печатный станок. Особые разменные марки стали ходить наравне с медной монетой.
Но Экспедиция заготовления государственных бумаг (это предшественник «Гознака») надеялась на светлое будущее. В 1915–1916 годах художник Рихард Заррин (Зариньш) создал эскизы новых банкнот.
В те же годы по заказу Монгольского банка были подготовлены эскизы банкнот со свастикой как одним из буддийских символов. В 1917 году эти монгольские заготовки использовало Временное правительство, выпустив 250- и 1000-рублевые купюры.
В 1917 году разрабатывались эскизы банкнот от 1 до 1000 рублей с эмблемой Временного правительства в виде двуглавого орла. Очень похожая «птица» является логотипом ЦБ РФ и до недавнего времени была на всех современных российских монетах.
Но те банкноты так и не выпустили, зато в сентябре 1917 года началась печать керенок – казначейских знаков достоинством 20 и 40 рублей. Их издавали листами по 40 штук, чтобы кассиры резали их сами, сколько понадобится. На выставке представлены образцы обоих знаков с автографами товарища министра финансов Михаила Бернацкого. Позже в парижской эмиграции он говорил, что не будь керенок, октябрьская революция превратилась бы в сентябрьскую.
В 1919 году были выпущены первые общероссийские советские деньги. На них стоял автограф главного комиссара Народного банка РСФСР Георгия Пятакова. В народе эти деньги называли пятаковками, ленинками и по месту изготовления – пензенками. Их печатали огромными тиражами, противники советской власти наладили производство агитационных надпечаток на них: «а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
Одновременно шла оживленная дискуссия о будущей отмене денег. Но деньги не отменили: в 1919–1920 годах появляются «расчетные знаки», прозванные мотыльками то ли за небольшой размер, то ли за ничтожную покупательную способность. На них лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» был отпечатан на разных языках, в том числе китайском и арабском. Через год вышла купюра в 100 тысяч рублей, как и прежние, ничем не обеспеченная. По воспоминаниям Ольги Берггольц, конфета-тянучка в то время стоила 280 млн рублей.
С наступлением нэпа власти долго пытались упорядочить денежную систему, в 1922 году были выпущены банкноты от 1 до 25 «червонцев», которые обещали менять на золото.
Самый интересный раздел выставки посвящен денежным суррогатам времен Гражданской войны. Историки считают, что после революции по стране бродило до 20 тысяч видов «криптовалют». Так, свой рубль имело Анонимное общество одесских трамваев, собственную валюту печатал в Николаевске-на-Амуре некто Петр Симада. Хорезмская Республика за неимением бумаги печатала деньги на натуральном шелке. Но чемпионом стало Семиречье: в городе Верный (ныне Алма-Ата) печатали 500-рублевки, обеспеченные запасом опия, который хранился в местном Госбанке.
Выставка «От керенки до совзнака» будет работать до зимы, в 2018 году ее сменит экспозиция, посвященная 200-летию Экспедиции заготовления государственных бумаг.
Вадим ШУВАЛОВ
- В центре Петербурга раздавали деньги всем желающим
- Почему рубль падает, пока Минфин собирается скупать иностранную валюту
- «Планируете отдыхать в Европе – бегом в обменник»
- Еще 17 лет можно пытаться делать деньги на дому
- Россияне, которые не сохранили документы после обмена валюты, могут потерять деньги
- Россияне оценили комичное возвращение российских дипломатов из КНДР на дрезине собственного изготовления
- Чтобы не установили на Лубянке, это все равно будет памятник Путину
- Наш ответ американскому марсоходу — новая яхта Абрамовича, которой позавидуют даже арабские шейхи
- Россияне посчитали неуместными шутки Рогозина про высадку американской «Настойчивости» на Марс
- Спортсмены Лесгафта приближаются в 300-летнему дубу
- Белковский с помощью психоанализа понял, что Навального мучает одиночество
- Можно ли делать кесарево сечение «по собственному желанию»?
- Как пить лекарства, чтобы не навредить здоровью?
Lentainform
