Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме изучал оптимизм в отношении развития нашей страны. По его словам, наш ВВП растет уже три квартала подряд, а приток иностранных инвестиций в этом году достиг семи миллиардов долларов. Президент отмечает, что прогнозы были более скромными. Также глава страны заявил об улучшении потребительской активности. Россияне стали больше покупать автомобилей и чаще брать кредиты. Ну и прогноз у Путина соответствующий — дальнейший рост ВВП и улучшение жизни. Эксперты оптимизм Путина не разделяют.
Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что он бы тоже излучал оптимизм, если бы выступал на экономическом форму перед иностранными инвесторами.
– Да, я бы говорил только о хорошем, – признается Гринберг на mk.ru.
Но на самом деле положение в экономике не столь радужно. И приведенные проценты роста — это все в рамках стагнационного сценария. Непонятно, что должно вывести нашу экономику на темпы роста выше среднемировых. Что будет драйвером ?
Мое мнение таково: экономическая политика требует того, что надо рисковать. Рост не может возникнуть из ниоткуда. Чтобы добиться настоящего роста ВВП, надо решиться на то, чтобы увеличивать долговую нагрузку — привлекать средства на развитие.
Гринбер уточняет, что по международным стандартам спокойно занимать можно, если размер долга не превышает 60 процентов ВВП, а у нас он всего 15.
– Я бы назвал такое соотношение в период депрессии скандальным. Мы можем развиваться за счет привлечения заемных средств, но не делаем этого. В результате наша экономика так и будет болтаться в депрессии: туда-сюда 1 процент ВВП.
Снижение инфляции — это ни что иное, как показатель спада покупательной способности населения.
Словом, можно радоваться озвученным президентом цифрам, но доказательств того, что наша страна вступила в новую фазу роста — нет».
А вот профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев говорит о том, что закрывать глаза, что рост ВВП есть нельзя.
За первый квартал рост пол процента. Но эти десятые доли процента — в пределах статистической погрешности, к тому же они появились после того, как Росстат изменил методику подсчета.
Более важный вопрос — насколько устойчив этот тренд к экономическому росту. И я пока не могу дать на него положительный ответ. Дело в том, что те внутренние структурные проблемы, которые привели нас к кризису — сырьевая направленность экономики, бюджетные перекосы, невысокая производительность труда и низкий уровень конкуренции — никуда не делись. И их наличие, на мой взгляд, гораздо более важно, чем падение цен на нефть и западные санкции.
Момент истины, полагаю, наступит в ближайшие месяцы. Есть основания полагать, что цены на нефть снова опустятся до сорока долларов за баррель. Если наша экономика это выдержит и продолжит расти, тогда президент прав — и мы вступили в новую фазу подъема. Но мне же кажется, что это неоправданный оптимизм и рост быстро иссякнет.
Те позитивные моменты, что назвал в своей речи Путин — это всего лишь элемент естественной адаптации экономики к новым условиям. Делать же выводы об устойчивом росте — неправильно.
фото kremlin.ru
- Вице-премьер Шувалов рассказал, как проходил разговор с Путиным про экономические реформы
- На Петербургский экономический форум потратят два миллиарда рублей, а номерки в гардеробе из куска бумаги
- Кудрин понял, что Путин не пойдет на реформы по «нехорошему признаку»
- Как будут работать и отдыхать участники Петербургского экономического форума
- Зачем российским почтальонам купят смартфоны
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни