16+

Почему Барселона умный город, а Петербург еще нет

05/06/2017

Почему Барселона умный город, а Петербург еще нет

Петербург хочет стать умным городом. Проектный офис, который так и называется – «Умный город Санкт-Петербург», возглавил лично губернатор Полтавченко. Предполагается, что в результате поумнеть должны почти все системы управления городом – ресурсами, транспортом и т.д. – плюс взаимоотношения с горожанами.


         Впервые о программе «Умный Петербург» заговорили в 2011 году. Этапы были сразу обозначены. Во-первых, повсюду появятся МФЦ (должны облегчить жизнь жителям и чиновникам). Во-вторых, сотни новых видеокамер и инфопунктов с кнопками для экстренного вызова полиции. В-третьих, автоматическая система управления дорожным движением – для борьбы с пробками. И плюс бесплатный WI-FI.

Все в какой-то степени работает – но не до конца. Вай-фай где-то ловится, система самозаписи в поликлиники есть, но с перебоями. Хотели поставить умные остановки (ограничились одной) и развесить информационные табло со временем прибытия ближайших автобусов. Но с появлением приложений для смартфонов, в которых есть информация о заторах, приближающемся трамвае и времени поездки, может, это уже и не очень актуально. В умном городе же главное – смотреть вперед, поскольку технологии развиваются быстро. А по мнению урбаниста Александра Минакова, Россия умеет перескакивать через ступеньки.

«Город 812» поговорил с аналитиком Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО Сергеем ДРОЖЖИНЫМ, что главное в построении умного города – технологии или люди?

– В рейтинге самых умных городов планеты фигурирует Москва. Почему – разве она самая технологически продвинутая?
– Умный город не тот, что напичкан технологиями, а тот, где оптимально налажено взаимоотношение жителя и власти. Думаю, те, кто присваивали «звезду» Москве, руководствовались тем же принципом, потому что в столице работает программа «Активный гражданин», и горожане принимают самое непосредственное участие в жизни и развитии своего города. У нас есть «Наш Петербург», но он появился позже.

– Чем отличаются умные города, которые строятся с нуля, от старых, которые решили поумнеть сейчас? Например, город Циолковский возле космодрома «Восточный» считается самым умным городом в стране, а между тем местные жители мне рассказали, что им до сих пор приходится лично сообщать в ЖЭК показания водных и электросчетчиков, так как по Интернету они этого сделать не могут.
– Да, в том и беда моногородов, что все их умные системы все равно обслуживают не столько людей, сколько главное предприятие, вся логистика сосредоточена вокруг космодрома. Кстати, те города, которые появляются с нуля, в пустыне, например, в Эмиратах, или в Южной Корее, тоже создаются специально для бизнеса: чтобы в них работать, а не отдыхать или не дай бог болеть.

– Но ведь есть старые города вроде Барселоны, которые и так неплохо живут за счет туристов, но тем не менее хотят перестроиться.
– Да, там сделали ставку на технологии, транспорт. Кое-что мне очень нравится: например энергоэффективные низкоуглеродистые дома. Которые дают минимальное количество вредных выбросов. Но сам я считаю: нельзя внедрять что-то без глубокого аналитического подхода. Надо продумать, не будет ли от всех этих новаций вреда для экологии, надо сделать так, чтобы они не усложняли жизнь, например, инвалидам и прочим незащищенным категориям. В общем, наша позиция – это бережное отношение к тому, что уже построено. Какой, скажите, смысл внедрять умную систему переключения светофоров, если из-за разбитых дорог машины все равно еле ползут?

– Чем же тогда занимается ИТМО?
– Аналитикой и рекомендациями органам власти. Рождаемость, смертность, места в детских садах, количество квадратных метров на каждого жителя, койко-места в больницах, преступность – все это надо знать и анализировать. И когда зайдет речь о проектировании новых районов – сразу видеть на модели, что это будет за район.

– Не получится ли так, что люди, не владеющие компьютером и не имеющие смартфонов, скоро останутся совсем уж на обочине?
– Да, поэтому я считаю, что приложения должны упрощаться, чтобы даже пожилые люди могли без труда ими пользоваться. Хорошо, например, пользоваться «Яндекс. Такси»: оно вызывается одной кнопкой. Справится кто угодно. А вот получить через смартфон какой-то  официальный документ уже невозможно. Допустим, человек плохо видит – но он голосовыми командами закажет себе эту справку, а заверить не сможет все равно: придется совершить 2–3 визита в госорганы.

Что такое умный город по-барселонски

Четкого и единого определения «умный город» в мире пока нет. Одни специалисты во главу угла ставят легкий контакт жителя с властью, другие – передовые технологии. Самый большой список требований – 62 пункта – составил два года назад урбанист Бойд Коэн. По его версии, в список самых умных городов мира входят Барселона, Копенгаген, Хельсинки, Сингапур, Ванкувер и Вена. Среди подтягивающихся к ним – Брисбен, Лос-Анджелес и Монреаль, а на пятки им наступают Богота и Лима.

Среди критериев Коэна не только IT-технологии, но и развитие велодорожек, разумная жилая застройка и активность самих жителей: количество людей, голосующих на выборах, участвующих в городских праздниках и волонтерских операциях.

Как отмечает ученый, предыдущие десятилетия прогресс в городах зависел от бизнеса, который строил энергосберегающее жилье и создавал приложения для смартфонов, но все-таки был озабочен прибылью. Но в последние годы инициативу перехватили правительства – в итоге города стали умнеть быстрее и слаженней.

Барселона – столица умных городов: здесь проходит ежегодная выставка Smart City Expo. Сейчас в каталонской столице работают над сетью датчиков, которые будут замерять состояние окружающей среды. Мониторинг поможет составить оптимальные маршруты мусороуборочных машин, правильно орошать парки и т.д. Власти Барселоны недавно выделили 5 миллионов евро на поддержку пенсионеров: для них будут написаны специальные программы и приложения, чтобы облегчить их жизнь в современном городе.

Если Барселона – столица технологий, то Копенгаген – столица зелени. Здесь расширяются парки и зоны общественного транспорта. Кроме того, жители Копенгагена имеют самый высокий уровень владения смартфонами (75%), а в городе в течение года проводится более тысячи общественных мероприятий. Почти все копенгагенские светофоры переключаются в режиме предоставления преимущества автобусам и трамваям  (схожие датчики ИТМО тестировал на Васильевском острове еще в 2013 году, но в производство они запущены не были).

Хельсинки попал в список благодаря энергоэффективным домам, их в финской столице не менее тысячи. В городе хорошо работает электронное правительство, есть единственная в мире система «автобуса по требованию». Но система велопроката пока оставляет желать лучшего.

Сингапур известен жестким отношением к частным автомобилям и любовью к экозданиям (больше двух тысяч). Сингапурцы могут оформить в онлайне 98% государственных услуг. Есть у Сингапура и недостаток: не очень активное население.

Вена отличилась каршерингом, велопрокатами и большим количеством зарядных точек для электромобилей.

Между тем в списке самых высокотехнологичных городов фигурируют совсем другие названия. В рейтинге 25 таких городов, составленном консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers, на первом месте Сеул, на втором Лондон, а Барселоны нет вовсе. Зато есть Йоханнесбург, Куала-Лумпур, Дубай и Москва.

Есть еще рейтинг Intelligent Community Awards, который также включил Москву в семерку умных. Вместе с ней в рейтинг попали тайваньские Таоюань и Цзяи, австралийские Мельбурн и Ипсвич, канадские Эдмонтон и графство Грей. Москву выделили за бесплатный уличный вай-фай, развитие системы электронных госуслуг, налоговые льготы технопаркам и Московское центральное кольцо.              

Нина АСТАФЬЕВА, фото stratplan.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform