18+

Школьник рассказал, как волонтеров для футбольного Кубка конфедераций учили конспирации

09/06/2017

В Петербурге набрали детей для обслуживания Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу. Хотя по правилам ФИФА волонтером может стать лишь гражданин, достигший 18-летнего возраста. Сложно ли было пройти отбор и зачем волонтеров учат обращаться с поясом смертника, «Городу 812» рассказал девятиклассник Олег, попавший в добровольческую команду ФИФА.

           Куда прилетает рейс «Петербург – Пекин»?

Для работы на турнире Кубка конфедераций, который пройдет в России с 17 июня по 2 июля 2017 года, набрали  почти шесть тысяч волонтеров. Из них 1733 человека будут трудиться в Петербурге. В 2018 году  на тех же стадионах, где пройдет Кубок конфедераций, состоится чемпионат мира по футболу. В нем примут участие уже 15 тысяч волонтеров по всей стране.

Набор в волонтеры уже закончился.  Как заявили в пресс-службе ФИФА, отбор кандидатов был очень жестким, конкурс составил 12,6 человек на место. Средний возраст добровольцев – 23 года. Согласно правилам ФИФА, волонтерам может стать любой человек, независимо от пола, расы, вероисповедания и сексуальной ориентации. Единственное ограничение – кандидат должен быть старше 18 лет.

В Петербурге этим правилом почему-то пренебрегли. Вероятно, ощущалась нехватка желающих. Сначала рекламная кампания «Стань волонтером!» прошла в вузах города,  затем агитаторы пошли по школам. О том, как это происходило в его классе, «Городу 812» рассказал Олег Володарский (ФИО по его просьбе изменены), ученик 9 класса одной из петербургских гимназий. Недавно Олегу исполнилось 16 лет.

– К нам в класс на геометрии пришла девушка-волонтер. Она включила на ноутбуке презентацию  о том, почему хорошо быть волонтером. Плюсы: ты становишься частью глобального события, получаешь опыт общения,  новые знакомства и всякие шняжки (бонусы. – Ред.) типа бесплатной формы, бесплатного проезда и питания. Из нашего класса записались 9 человек. На собеседование потом  пошли пятеро, а взяли  троих.

Собеседование было такое. Ты подходишь к кому-то из опытных волонтеров, и он задает вопросы. Например: чем ты гордишься в жизни? Какие три желания ты бы загадал золотой рыбке? Почему именно ты должен стать волонтером? Мой знакомый ответил: «Потому что я спокойный», и его взяли. Я ответил, что горжусь своей учебой и хорошими отношениями с друзьями. Меня тоже взяли.

После собеседования был тест на компьютере. Всего 20 заданий, в основном по картинкам. Например, изображено табло аэропорта, на котором написано: «Рейс № 793 Санкт-Петербург – Пекин». Под картинкой  вопрос: куда прилетает рейс №793?  Большинство заданий были о том, можешь ли ты понять, что написано на табло.

Давали отрывки из инструкций по пользованию турникетом. «Подойдите к турникету, встаньте напротив него, приложите карточку. Когда зажжется зеленый огонек, проходите. Если красный – подойдите к контролеру».  И вопрос: когда вы сможете пройти?  Даны варианты ответов: когда загорится красный, когда вас пропустят, когда загорится зеленый... 

Еще был несложный тест на знание английского. Через несколько дней после собеседования мне пришло письмо: «Ты в команде!» Меня пригласили на первый этап обучения. Всего их три. Первый – общий для всех. Второй – функциональный. Третий – практика на объекте.
 
Как соблюдать конспирацию

Первое обучение проходило в актовом зале какого-то вуза (забыл  его название).  В зале собралось примерно человек двести-триста. Процентов 70 из них женщины. По возрасту в основном студенты, редко – школьники,  встречались бабушки лет под семьдесят.  Причем они там явно не случайные. Заметно, что имеют опыт работы: такие подтянутые, боевые старушки! Они даже перебивали и поправляли  волонтеров, которые вели обучение. Недалеко от входа стояли холодильники с кока-колой и водой.  Всё бесплатно. Я пришел, когда боевая бабушка на весь коридор кричала: «Эй! Тут можно взять колу и воду!» Она же первая взяла  бутылку. Я не заметил, что был какой-то ажиотаж за напитками.

Сначала на сцене по очереди выступали опытные волонтеры. Потом нас разделили на шесть групп и каждая пошла заниматься в отдельную аудиторию. Там мы занимались семь часов. Нам рассказали про клиентские группы, с которыми придется работать. Это зрители, члены ФИФА, члены оргкомитета, команды, их менеджеры, СМИ, инвалиды... Со всеми надо вести себя по-разному.

Но главное, как я понял, – нужно соблюдать конспирацию. Запрещено рассказывать, чем мы занимаемся.  К журналистам надо относиться с наивысшим терпением. Им нельзя мешать, но при этом ничего нельзя говорить. Максимум что можно: «Меня зовут Вася Пупкин, я волонтер. Всё – супер!» Нельзя ничего публиковать в соцсетях перед мероприятиями. Можно писать только после и только что-то хорошее. Плохое нельзя. Можно фоткаться в форме волонтера, но нельзя чтобы было видно аккредитацию. Нельзя показывать аккредитацию на камеры журналистам и на всяких селфи в соцсетях.  Нельзя фотографироваться со спортсменами, даже если они сами предлагают.  Нам опытный волонтер рассказал случай, как однажды они подарили известному спортсмену мягкую игрушку,  тот растрогался и предложил сфотографироваться вместе с ним. И волонтеры от него убежали. 

В форме не курить

Потом были игры и сценки. Нам предложили разыграть ситуацию с инвалидами – с глухим, слепым и колясочником. В сценках кто-то изображал инвалида, второй человек пытался ему помочь. Про колясочников объяснили, что их нельзя трогать за коляску, нельзя  нагибаться над ними, опираться на коляску. Слепому нужно предложить помощь и встать либо сбоку, либо спереди, положить его руку на плечо и рассказывать о каждом шаге. А сценку с глухим мы не смогли сделать, потому что не знали, как его изобразить.

Еще были задания  рассказать о Петербурге на иностранном языке. Допустим, нас попросили об этом туристы. Разным группам попались разные задания – рассказать о памятниках, легендах...  Моей группе выпали известные люди Петербурга. Тут у всех случился затык.  Народ стал предлагать  Ивангая (это блогер такой), Урганта, Шнура, Боярского... Потом почти всех вычеркнули. В списке в итоге оказались Пушкин, Достоевский, Кержаков/Аршавин, Попов (изобретатель радио), Пиотровский (директор Эрмитажа), Петр Первый и Иван Ургант.  Одна тетка рассказала о них на английском.

Потом нужно было придумать сценки, показывающие качества, которыми должен обладать волонтер. Главное качество волонтера – мотивация, и еще шесть других: лидерство, ответственность, стрессоустойчивость. Остальные три я забыл.  Нашей группе досталось задание показать лидерство. Бабулька с кока-колой изображала хорошего лидера. Она радостно кричала: «Ну как настроение?!  Все готовы к работе?! Дай пять!» Другая девочка изображала плохого лидера. Она всех прессовала:  «Будем работать в дождь! Замолчи и встань в лужу!» 

Нам обещали выдать форму волонтера: футболки, толстовки, ветровки, брюки, кроссовки. Все фирмы «Адидас», она спонсор. На работе ты обязан быть в форме, и ее нельзя совмещать с другой одеждой. Я пришел в кроссовках «Найк», мне сказали, что это  конкурент «Адидаса», и ни в коем случае нельзя в них приходить на работу. Запрещено курить, если ты в форме. Даже если не работаешь. 

Есть ли во рту презерватив


Все волонтеры делятся на две группы: оргкомитетовские (в оргкомитете работают) и городские.  Меня записали в городские, в функцию «навигация». Пока не сказали, что нужно делать.

Только что прошел второй этап обучения. Там сказали, что кроссовок не дадут.  Одна девочка спросила, почему.  Организатор ответила: «Ну, не знаю.  Может, только оргкомитетовским дают». А у меня кроссовки «Найк». Не знаю, разрешат?

Почти все обучение нам рассказывали о технике безопасности, как вести себя при теракте, давке, пожаре, как оказывать первую помощь.

Объясняли, что делать, если в тебя летит граната. Если стоишь близко, надо лечь к ней головой. А если расстояние больше 10 метров, то наоборот –  ногами к гранате, потому что осколки летят по параболе. Так сказали. Еще я узнал, куда террористы вешают гранаты, когда захватывают помещения. На окна – на веревочках, на уровне головы. Это чтобы при взрыве осколки полетели в головы и убили больше людей. А если тебя взяли в заложники и надели пояс смертника, то нельзя об этом рассказывать другим заложникам. Когда спецназ начнет освобождение, нужно тихонько подойти к бойцу, сказать про пояс, и тебя разминируют. А если кричать, начнется паника,  террорист занервничает и может тебя взорвать. 

Первой помощи нас учили совсем чуть-чуть. Если человек лежит без признаков жизни и ты видишь, что вокруг  уже собирается толпа, нужно найти кого-то адекватного – лучше своего напарника. Вы встаете, расставив руки в стороны, и громко и грозно орете: «Назад!» Потому что толпа бабушек со всякими корвалолами сделает только хуже. Нужно просто встать, заслонив собой человека, и никого не подпускать.  При звонке в экстренную службу надо первым делом представиться: «Я волонтер ФИФА». Тогда на вызов приедут бригады «скорой», которые специально зарезервированы для Кубка конфедераций и чемпионата.

Если человек выглядит мертвым, нужно проверить, есть ли у него сознание и дыхание. Сначала спросить: «Можно ли вам помочь?»  Если молчит – проверить, чувствует ли он боль. За мочку уха покрутить, на основание ногтя  нажать, взять за плечо. Если ничего не чувствует, то он без сознания. Нужно искать дыхание. Перед этим взять его за шею,  раскрыть его рот и проверить наличие во рту чего-нибудь: конфеты, рвотных масс или презерватива. Волонтер, который вел занятие, сказал, что у него был такой печальный опыт с презервативом.  Если что-то во рту нашлось, следует взять тряпочку и двумя пальцами это выскрести. Потом положить человека на бок в безопасную позу, чтобы не задохнулся.

В конце занятия нам выдали рабочие тетради волонтера. В них написано про чемпионат, про ФИФА и как мы должны себя правильно вести. Там есть кодекс волонтера.  Он забавный.

P.S. «Город 812» беспокоит вопрос: куда делись кроссовки фирмы «Адидас», которые не выдадут городским волонтерам?

Из Кодекса волонтера

Запрещено:
– модифицировать внешний вид выданных предметов экипировки (подворачивать брюки до
 вида шорт, рукава футболок и пр.);
– ношение на объектах Чемпионата и/или в иных зонах проведения Чемпионата одежды с наличием логотипов...., не связанных с символикой Чемпионата.

Строго запрещено:
– выпрашивать значки и сувениры у игроков, членов делегаций и VIP-гостей;
– от любых чаевых, которые вам предложили, следует вежливо отказаться;
– от любых подарков, которые вам предложили, следует вежливо отказаться при любых обстоятельствах. Однако если отказ от подарка может быть расценен как нарушение этикета, вам следует обратиться за консультацией к своему непосредственному руководителю;
– вы никогда не должны использовать или раскрывать информацию об Оргкомитете, партнерах,спонсорах, клиентах, поставщиках, сотрудниках, волонтерах, игроках и их окружении...             

Елена РОТКЕВИЧ






  • Магазин квадроциклов: ATVARMOR.RU.