16+

«Эффект Гарюгина»: как тотальный досмотр в петербургской подземке начал менять законы

08/09/2017

«Эффект Гарюгина»: как тотальный досмотр в петербургской подземке начал менять законы

Петербургский опыт тотального досмотра пассажиров в метрополитене похоже возымел эффект на правительственном уровне. Текущие нормативы по безопасности решили скорректировать, а соответствующий законопроект уже готовится в недрах Минтранса. Оказалось, что выполнить требования можно, но при этом появляются гигантские очереди на входе в метро, растет недовольство горожан, и так ли это помогает в безопасности, разбирался «Online812».


          После того как начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, видимо устав от штрафов и инспекций, решил показать городу, а главное руководству страны, чем могут обернуться их требования к безопасности, стало ясно — обычными досмотрами дело не решишь. Теперь досмотр в метро решили сделать выборочным. Поправки в действующее законодательство уже готовит Минтранс. Сейчас они находятся на общественном обсуждении. Основанием для досмотра станут подозрительное поведение и «реакция» рамок металлообнаружителя. Эксперты отмечают, что «заложенные ранее жесткие нормы досмотра были нежизнеспособны» ввиду больших потоков пассажиров.
 
«Заложенные ранее жесткие нормы досмотра в метро были нежизнеспособны,— приводит «Коммерсантъ» слова Кирилла Янкова из Союза пассажиров.— У нас в метрополитене элементарно нет места для досмотра таких больших потоков, а кроме того, нет столько сотрудников». Господин Янков отмечает, что эта и многие нормы транспортной безопасности были сделаны «на всякий случай». «Теперь официально признали, что целесообразен только выборочный досмотр, после того как в Петербурге летом устроили тотальный досмотр на нескольких станциях метро и люди встали в очередях».
 
Теперь же режим тотального досмотра пассажиров метрополитена может официально стать признан неэффективным. В поправках говорится, что досмотру в метро должны подвергаться пассажиры, которые ведут себя подозрительно, и те, на кого отреагировали рамки металлообнаружителя.
«Требования проверять всех — это настолько же глупо, насколько считать каждого террористом. Ладно, метро, но как же проверять пассажиров в автобусах, троллейбусах и трамваях?! Или считается, что там будет меньше жертв в случае теракта, так как раз наоборот. И Гарюгин этот маразм доказал на практике, за что ему в кои то веки честь и хвала», – пишет телеграм-блогер «Неуловимый ять».
Кроме того, Минтранс предлагает официально разрешить пропускать пассажиров с билетами на латинице и паспортом на кириллице при посадке на «Сапсан» и в самолеты. Напомним, поскольку многими системами бронирования перевозочные документы выписываются на латинице, причем «перевод» не всегда производится автоматически — чаще всего это делает пассажир. Однако в случае больших разночтений в транслитерации по проекту поправок пассажира все равно могут не пропустить на транспорт и передать полиции, говорится в документе.
 
Минтранс уточнил и правила проноса химических веществ в ручной клади: они должны быть в упаковке, снабженной сопроводительной информацией. Перевозка реагентов во вскрытой или внештатной упаковке будет запрещена. Это сделано, в частности, во избежание рисков «заражения опасными веществами при досмотре».
 
В целом изменения правил досмотра на транспорте направлены на недопущение совершения «актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, угрожающих безопасности деятельности транспортного комплекса, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, а также материальный ущерб», говорится в сводном отчете к проекту.
 
Публичное обсуждение документа продлится до 22 сентября.
 
Ранее стало известно, что в июле на некоторых станциях метро Санкт-Петербурга начался тщательный досмотр пассажиров. Меры были приняты после произошедшего в питерском метро теракта. Напомним, в результате взрыва 3 апреля погибли 14 человек, еще около 50 человек получили ранения. После теракта Ространснадзор провел проверку станций санкт-петербургского метрополитена, по итогам которой выяснил, что ни одна станция не соответствует критериям безопасности. В частности, Ространснадзор назвал профнепригодной службу контроля на метрополитене, а также выявил, что установленное в метрополитене видеонаблюдение не соответствует критериям безопасности.          
 










Lentainform