16+

Политолог - о том, почему россияне не верят в то, что можно быть счастливыми

07/01/2018

Политолог - о том, почему россияне не верят в то, что можно быть счастливыми

Политолог Михаил Виноградов считает,что власть не знает, как правильно пообещать своим согражданам счастливую жизнь. Но, по мнению эксперта, ломать голову в этом направлении не следует, потому что наши граждане и так не верят, что можно быть счастливым. Они готовы довольствоваться малым.


- Если анализировать российскую политическую риторику, то в ней совсем не проработана тема счастья. Вернее, проработана, но как-то криво и несимметрично общественным реалиям, – считает политолог Михаил Виноградов.

В настоящий момент в выступлениях политиков доминируют два прочтения темы счастья.

А) «Мы никому не позволим устраивать нам тут счастье и навязывать нам ложные представления об этом счастье». Об этом говорят примерно все участники политических ток-шоу, примерно это и называется внешнеполитическим консенсусом.

Б) «Мы устроим вам счастливую жизнь». Модель почти утрачена, в чистом виде модель сегодня встречается все реже – зато легко приписывается карикатурным оппонентам (чаще либералам или сторонникам гей-браков), якобы имеющим собственное представление о счастье страны и граждан – естественно, ошибочное и неправильное (и которым «мы не позволим…»).

Однако ни та, ни другая модель не особенно чувствительна для обывателей. Они давно свыклись, что сословное потребление распространяется и на счастье, поэтому достижение счастья – утопическая штука для богатых или наивных. Запрос же в обществе немного иной: как перестать быть несчастными. Цель все же вполне реалистичная (и более разумная и измеряемая, чем достижение счастья). И здесь годятся все идеи и морковки, сулящие делузеризацию и создание себе средней самооценки
Нельзя сказать, чтобы политики совсем не подступаются к этой цели. Но все же им не удается сделать ее главной.

Спичрайтеры Путина вечно лавировать между «Мы никому не позволим устраивать нам тут счастье», «Счастье – основополагающая скрепа образа будущего» и робкими попытками поискать рецепты борьбы с несчастьем. Но главной причиной несчастий называются ошибки и перекосы в социальной политике, и их исправление и сулит устранение несчастий. Что не всегда так линейно.

То же самое у Навального – борьба за ощущение его сторонниками собственной полноценности, нормальности и ненесчастности перемежается с утопической концепцией «прекрасной новой России» и поисками корней несчастности не внутри себя, а в шубохранилищах и виноградниках.

Тема определенно требует дальнейшей проработки. Тем более непростой, что потребность быть несчастным в человеке ничуть не слабее, чем потребность быть счастливым.











Lentainform