Политолог Михаил Виноградов считает,что власть не знает, как правильно пообещать своим согражданам счастливую жизнь. Но, по мнению эксперта, ломать голову в этом направлении не следует, потому что наши граждане и так не верят, что можно быть счастливым. Они готовы довольствоваться малым.
- Если анализировать российскую политическую риторику, то в ней совсем не проработана тема счастья. Вернее, проработана, но как-то криво и несимметрично общественным реалиям, – считает политолог Михаил Виноградов .
В настоящий момент в выступлениях политиков доминируют два прочтения темы счастья.
А) «Мы никому не позволим устраивать нам тут счастье и навязывать нам ложные представления об этом счастье». Об этом говорят примерно все участники политических ток-шоу, примерно это и называется внешнеполитическим консенсусом.
Б) «Мы устроим вам счастливую жизнь». Модель почти утрачена, в чистом виде модель сегодня встречается все реже – зато легко приписывается карикатурным оппонентам (чаще либералам или сторонникам гей-браков), якобы имеющим собственное представление о счастье страны и граждан – естественно, ошибочное и неправильное (и которым «мы не позволим…»).
Однако ни та, ни другая модель не особенно чувствительна для обывателей. Они давно свыклись, что сословное потребление распространяется и на счастье, поэтому достижение счастья – утопическая штука для богатых или наивных. Запрос же в обществе немного иной: как перестать быть несчастными. Цель все же вполне реалистичная (и более разумная и измеряемая, чем достижение счастья). И здесь годятся все идеи и морковки, сулящие делузеризацию и создание себе средней самооценки
Нельзя сказать, чтобы политики совсем не подступаются к этой цели. Но все же им не удается сделать ее главной.
Спичрайтеры Путина вечно лавировать между «Мы никому не позволим устраивать нам тут счастье», «Счастье – основополагающая скрепа образа будущего» и робкими попытками поискать рецепты борьбы с несчастьем. Но главной причиной несчастий называются ошибки и перекосы в социальной политике, и их исправление и сулит устранение несчастий. Что не всегда так линейно.
То же самое у Навального – борьба за ощущение его сторонниками собственной полноценности, нормальности и ненесчастности перемежается с утопической концепцией «прекрасной новой России» и поисками корней несчастности не внутри себя, а в шубохранилищах и виноградниках.
Тема определенно требует дальнейшей проработки. Тем более непростой, что потребность быть несчастным в человеке ничуть не слабее, чем потребность быть счастливым.
- Журналист объясняет, почему нулевые годы он любил, а десятые его безумно раздражают
- Большинство россиян хотят изменений, но не понимают куда двигаться дальше
- Ходорковский объяснил, чем именно каждый из россиян заплатит за следующие шесть лет президентства Путина
- Политолог считает, что следующий срок Путина не будет транзитом к демократии
- Политолог считает, что власть неслучайно поощряет разговоры об изменениях в Конституции
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни
