16+

Власти придумали, как привлечь людей на выборы, не поднимая острых вопросов

15/01/2018

Власти придумали, как привлечь людей на выборы, не поднимая острых вопросов

После того, как региональные власти отказались от проведения референдумов по острым вопросам на мартовских выборах, чтобы избежать необходимости поиска кандидатами от власти своей позиции по этим вопросам, было решено завлекать избирателей опросами на актуальные городские темы.


Накануне, как писала газета «Коммерсантъ», регионы объявили, что референдумы на различные острые темы проводиться не будут. Так, в Коми отказались спрашивать жителей о переносе столицы из Сыктывкара в Ухту, а в Севастополе не будут поднимать на голосование вопрос о флаге и гербе города. Однако задача повысить явку на грядущих выборах президента стоит все равно.  Поэтому рядом с избирательными участками будут организованы пункты для проведения опросов населения на тему благоустройства и городских проблем, пишет Ura.ru.
 
«Референдум по острой социально-политической повестке даже в отдельном субъекте задал бы рисковый прецедент. А вот частные опросы о работе коммунальных служб отдельного муниципалитета или о благоустройстве района — это другое дело. Во-первых, такие опросы безопасны как для региональных, так и для федеральных властей, во-вторых, они вовлекают в дискуссию аполитичных граждан, ведь всех интересует двор, в котором они живут, и парк, в котором они гуляют с детьми», — заявил источник СМИ.
 
Проведение опросов по темам благоустройства — неплохой мобилизационный инструмент, но его эффективность сильно варьируется в зависимости от конкретной местности, считает глава АПЭК Дмитрий Орлов.
 
«Где-то благоустройство реально волнует граждан и мобилизует электорат, а где-то эта тема периферийна и не привлечет на участки людей. Муниципалитеты должны выбрать адекватные опросы для своих жителей. Если проблемы в повестке нет, а установка на проведение опроса есть, то местным властям придется эту тему искусственно раскачивать. То есть проводить полномасштабную коммуникационную кампанию по ее продвижению, сопоставимую с самой избирательной кампанией», — прокомментировал риски такого мобилизационного сценария эксперт, добавив, что в таком случае «овчинка выделки не стоит». Орлов отметил, что нельзя создать «параллельную» повестку, темы опросов должны действительно волновать граждан.
 
Для мобилизационного эффекта важны не только актуальные вопросы, но и репрезентативные варианты ответов, рассказал агентству глава ВЦИОМ Валерий Федоров. Он привел в пример неудачный опыт московских властей, которые зачастую предлагают однополярные варианты ответов для пользователей портала «Активный гражданин», не учитывают радикальные варианты, которые бытуют среди москвичей. «Тут такая дилемма: если ты берешь действительно острый вопрос и предлагаешь полярные варианты решения, то действительно есть хороший шанс расшевелить людей и повысить явку.
 
Если ставишь не очень острый вопрос и предлагаешь к нему беззубые ответы, то это не имеет мобилизационного эффекта.
 
Людей на участки привлекают более контрастные варианты», — пояснил социолог.
 

Фото: znak.com











Lentainform