В соседней Латвии активно лоббируют законопроект, призванный окончательно перевести школы на государственный язык — латышский. Это означает, что трети населения, для которой русский — родной язык, просто некуда будет отдавать своих детей, а во-вторых, победу общественного мнения — большинство латышей считает русские школы пережитком советской оккупации.
Согласно результатам недавних соцопросов, 58% жителей Латвии (в возрасте от 18 до 60 лет) одобряют реформу образования — перевод всех школ на латышский язык. При этом, задается вопросом президент Русской общины в Латвии Владимир Соколов, как же европейские ценности и уважение к правам меньшинства коррелируются с данной реформой.
«На сегодняшний день для более чем трети жителей Латвии русский язык является родным, да он никогда и не был здесь иностранным. Абсурдно утверждение, что множество «русских школ» — это наследие «проклятой советской оккупации». Первая из них была открыта Латвии в 1789 году, когда она была частью Российской империи. В период первой независимости, русские школы имели права автономии, предоставленные всем учебным заведениям нацменьшинств. Даже во время нацистской оккупации (!) Латвии 217 русских школ продолжали свою работу. Понятно, что в советские времена обучение на русском языке было обеспечено, как, впрочем, и на латышском», – пишет в своей колонке для "Росбалта" Соколов.
А ведь в 2004 году, когда уже хотели перевести все школы на «латышские рельсы», был достигнут компромисс – 60% преподавания в «русских школах» на латышском, 40% — на русском. То есть «школы меньшинств» перешли на билингвальное обучение, и такие предметы, как математика, физика, химия могли изучаться на родном языке.
Но компромисс никак не зафиксировали на законодательном уровне. А теперь это стало политическими баллами, с помощью которых можно заработать накануне выборов
«Накануне очередных парламентских выборов мы имеем «ремейк» этой попытки. Билингвальное преподавание должно быть отменено к 1 сентября 2021 года, а начать процесс предполагают в 2019-м. После этого говорить не по-латышски разрешат только на уроках языка и литературы нацменьшинств», – отмечает Соколов.
На возражение власть ответила отказом предложила в случае несогласия обращаться в Конституционный суд.
«Проблема существования «русских школ» обсуждается только в русскоязычных СМИ и полностью отсутствует в латышскоговорящей среде. Таким образом она из общелатвийской проблемы переводится в плоскость исключительно «русских вопросов». Напряженность подогревают заявления министра образования Карлиса Шадурскиса о «заинтересованности» Кремля в том, чтобы в Латвии было как можно больше русскоговорящих молодых людей, не знающих госязык, потому что тогда они будут «жить» в российском информационном пространстве и «кремлевской пропаганде» ими будет проще манипулировать», – заключает Соколов.
Но в связи с расстановкой сил в латвийском сейме, у сторонников русских школ почти нет сил повлиять на это. Окончательный выбор сделают избиратели, которые судя по всему проголосуют за националистические силы — и русский язык исчезнет из латвийских школ.
Фото: baltnews.lv
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни