16+

Почему президентские нацпроекты обогащают российских чиновников, а не население

27/02/2019

Российское правительство представило очередной пакет «приоритетных нацпроектов», утвержденных Владимиром Путины до 2024 года. Согласно документу, на демографию, развитие образования, здравоохранения, инфраструктуры выделят 25,7 трлн. рублей. Более 70% из них заплатят налогоплательщики через федеральный и региональные бюджеты. Правда, как считают эксперты, радоваться рано: льготы и прибавки обойдут нас стороной и попадут в карманы чиновников. Экономист Владислав Иноземцев объяснил для издания Spektr.press, как это работает.


Трудно увериться в том, что «национальные проекты» существенно изменили российскую реальность. В еще меньшей мере измени­ли ее высосанные из пальца ориентиры, обозначенные в «майских указах» 2012 г.: никаких миллионов«высокотехнологичных рабочих мест» создано не было; количество больниц и школ в стране продолжило сокращаться, а квалифицированный персонал все больше сосредотачивался в крупных городах, обрекая провинции на прозябание. 

И тут, как и в прочих случаях, ос­новным инструментом создания видимости успеха становились манипуля­ции: от сокращения числа учителей для отчетности по повышению зарабо­тной платы, до привлечения безнадежных кредитов на организации здраво­охранения для соответствия их заявленным требованиям. Почему же власти снова идут по пути, который не приводит к успеху?

Мне кажется, что основным объяснением этому является отношение российских чиновников к государственным финансам как к чему-то принадле­жащему лично им, а не российскому народу. Классические методы борьбы с кризисами в последние десятилетия обычно предполагали повышение доходов населения (через механизм минимальной заработной платы, пенсий и пособий) или выделение гражданам дополнительных квазиденежных инструментов с целью обеспечить рост конечного потребления. Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, так как прост в администрировании и отвечает интересам граждан. При этом развитие здравоохранения и образования может осуществляться через дотирование части стоимости коммерческих страховок или частных школ, а новые дороги должны строиться на основе концессионных соглашений не фирма­ми друзей президента, а международными корпорациями, имеющими исчисляющийся десятилетиями опыт их сооружения. 

В России практически ничего из принятого в остальном мире себя не зарекомендовало — преж­де всего потому, что главной задачей является не достижение результата, а «осво­ение» (правильнее было бы, наверное, говорить — «присвоение») бюджетных средств. Это, как говорится, «многое объясняет».

Подробности на сайте Spektr.press

Фото: pixabay











Lentainform