По опросам социологов, каждый десятый россиянин подвергался пыткам. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков усомнился в этой цифре. На встрече с журналистами он спросил: «Вас тут тридцать человек. Кого из вас пытали? Нужно аккуратно разбираться с подобными опросами».
- Песков – человек на своем месте. Объяснять не объяснимое, не объяснять очевидное, не знать о том, про что знают все и говорить о простых вещах непонятным языком – это у него прекрасно получается, – замечает журналист Антон Орехъ.
И когда он спрашивает журналистов, мол, где же среди вас жертвы пыток, если социологи говорят о каждом десятом, то Песков отлично выполняет свою работу. Когда социологи вверх ногами крутят рейтинги Путина – это замечательно. Когда социологи говорят о пытках – это, оказывается, еще надо разобраться, как посчитано.
Разобраться, конечно, надо. Социология – занятная штуковина. Я вот, честно вам скажу, среди своих знакомых, тоже не знаю жертв пыток, а знакомых у меня много. Откуда же тогда взялись 10 процентов? Но если вы проведете опрос в СИЗО, в тюрьме, на зоне – там, предполагаю, процент будет куда больше десяти. Так что, смотря кого спрашивать и где проводить опрос. 10 процентов подвергавшихся пыткам – это в пересчете на всю страну, 14-15 миллионов. И я тоже не уверен, что в России 14-15 миллионов перенесли пытки. У нас заключенных чуть более 600 тысяч по данным на прошлый год и 14-15 миллионов запытанных – это фантастика. Да и под пытками каждый может понимать разное.
Но глупо сомневаться в том, что пытки – это общероссийский способ проведения дознания, наведения порядка в тюрьмах и колониях или просто форма досуга надзирателей. Мы помним как бутылки от шампанского вставляли в задний проход в Казани, мы помним, как глумились над зеками в Ярославле и в Карелии, колонии Мордовии – вообще сборник учебных пособий по издевательству над людьми.
И проблема не в том, что сказали некие респонденты социологам, а в том, что о большинстве случаев пыток просто ничего не известно! А если вдруг становится известно, для садистов в погонах это не имеет никаких последствий. Начальство всегда прикроет и всегда найдет оправдание, а жертвы сами окажутся виноватыми.
Но в опросе «Левады» я обращу ваше внимание на еще две важные цифры. Даже более важные, чем эти 10 процентов. 30 процентов опрошенных в принципе допускают применение пыток. Пускай в исключительных случаях, но считают это возможным. То есть если очень хочется – то можно! А что такое исключительный случай? Кто определит границы исключений? Маньяка и насильника пытать можно? А вы помните, что по делу Чикатило был расстрелян человек, которого заставили признаться в убийстве, которого он не совершал? Это был исключительный случай, а невиновный человек был казнен.
Но еще печальнее, что 39 процентов опрошенных считают, что борьба с пытками помешает борьбе с преступностью. То есть пытки – это не просто практика полиции и тюремщиков, их не просто одобряют силовики – пытки поддерживает более трети обычных граждан. Насилие – как разновидность нормы и как неизбежная необходимость. Насилие – как признак крайней жестокости общества, в котором мы живем.
фото pixabay.com
- Олег Дерипаска: «Я считаю, колоссальной ошибкой будет уничтожить Украину»
- За езду без прав можно будет попасть в колонию и лишиться автомобиля
- Финны оценили. Клубники и черники в Карелии будет много и ягода будет вкуснее обычного
- Глава Нацразведки США считает, что картина для Украины остается "довольно мрачной"
- Нелегальная разведка есть только у России, - считает глава СВР Сергей Нарышкин
- Жизнь "иноагентов" сделают в России такой же невыносимой, как "лишенцев" в эпоху Сталина
- Финский командующий заявил о готовности его армии воевать с Россией в случае нападения
- Поменяйте слово «русский» на «блек пипл» или «еврей». Чем это отличается от расизма?
- Телефонные мошенники никуда не делись! Они уже украли у нас 3 с лишним миллиарда рублей
- Наследники российских вождей подрастают и занимают важные посты