16+

Почему Россия все чаще и чаще позорится на весь мир из-за провалов в космической отрасли

26/08/2019

Российский космический корабль «Союз» не смог с первого раза пристыковаться с МКС. Очередное ЧП вызвало особое внимание, потому что на станцую летел робот Федор (на ФОТО), который должен был рапортовать об успехах наших космонавтов. К сожалению, это не первый случай, когда «Роскосмос» попадает в скандальную ситуацию.


Сам глава организации Рогозин считает, что аварии россияне воспринимают слишком эмоционально, хотя они случаются и в других странах. Тем не менее, регулярность чрезвычайных ситуаций уже нельзя списать на случайность. Но глава «Роскосмоса» продолжает работать и пользоваться доверием Путина.

- Проблема нашей космической программы не в том, что там много воруют; скорее, в ней нет новых ориентиров и платформ для развития – даже планы повторяют то, что уже было кем-то сделано, – рассуждает экономист Владислав Иноземцев в телеграм-канале Кремлевский мамковед.

Вероятнее всего, время «государственного» космоса заканчивается, как заканчивается и эпоха государственной экономики в целом (там, где она успешна, достижения обусловливаются именно конкурентной коммерческой составляющей). Космические программы самых разных направленностей стали в первую очередь бизнесом – и будут превращаться в него всё больше. 

Чтобы иметь хоть какие-то шансы на занятие минимально достойного положения в будущем, России нужно как можно быстрее разделять программы, находящиеся в ведении военных, и чисто коммерческое освоение космоса, максимально интернационализируя последнее направление и привлекая в него частные инвестиции (вовсе не выглядящие запредельными). 

Маловероятно, что человечество когда-то будет получать критически важные ресурсы с Марса или строить колонии на Луне на случай ядерного конфликта; скорее всего, космос станет местом для базирования бесплатных систем связи (проект Starlink к середине 2020-х годов будет обладать 12 тысячами малых спутников на орбитах от 340 до 1150 километров – за цену меньшую, чем один новый газопровод из России в Германию) или сверхбыстрого транспорта (тот же Virgin Galactic пока просит за полёт вокруг Земли на высоте 90-100 километров 250 тысяч долларов, но если эта цена снизится в три-пять раз, она окажется сопоставима с перелётами на бизнес-джетах). 

В России ни о чём подобном не задумываются, и, мне кажется, зря.

фото твиттер робота Федора





3D графика на заказ







Lentainform