Я мечтал пойти на этот фильм. Несколько месяцев назад меня зацепил трейлер «Джокера». Он обещал сумасшедше красивую историю. Он обещал раскрытие сложнейшего персонажа.
Интрига усилилась, когда Венецианский кинофестиваль вручил фильму главный приз. Я начал потирать руки в предвкушении – давно такого не было. С удивлением читал, как Хоакина Феникса донимают вопросами о том, не видит ли он опасности в оправдании жестокости.
Я думал так: конечно, нет в этом опасности. Потому что Джокер в моем представлении – это самый глубокий из всех персонажей многосерийной саги о Бетмене. Я помню того, легендарного Джокера, которого играл Джек Николсон. Он подкупал не тем, что носил экстравагантные костюмы и убивал всех без предупреждения. Джокер Николсона подкупал тем, что он был честнее, глубже, искреннее, чем все жители Готэма. Вот глубинная суть этого персонажа. Его считают фриком, но он нормальнее, чем все так называемые нормальные люди.
В общем, можете себе представить, чего я ждал. Ну и вдобавок, Феникс – великолепнейший актер, и ему как раз под силу раскрыть настолько неординарный персонаж.
И вот, я сходил на фильм.
Что я вам скажу… Сходите. Сходите посмотреть, в каком мире предстоит жить нашим детям.
Не идите за игрой, за режиссурой или глубоким сюжетом. Их нет. Вы не найдете там всего этого, как не нашел и я.
Персонаж Джокера не раскрыт. Вместо глубокого неординарного персонажа нам предложили психически больного человека, который десятки лет скручивал пружину напряжения, и вот наконец эта пружина распрямилась. Это называется катарсис. В нем нет ничего красивого, если вслед за катарсисом не наступает красота. В фильме «Джокер» красота не наступила. Ограничились мерзостью.
Фонтанирующий безнаказанный катарсис.
Кульминацией должна была стать сцена на «Вечернем Урганте». Но вместо этого – легкое поерзывание по поверхности. Фильм невероятно поверхностный. Я вышел с щемящим чувством, что меня обманули. Но не только меня – себя тоже. И весь мир.
Я солидарен с теми журналистами, которые задают Фениксу неудобные вопросы. Он действительно показал чудовище, но не дал нравственного посыла. Получилось симпатичное чудовище и якобы индульгенция на насилие. И я вас уверяю – миллионы людей, особенно подростков, обязательно подумают, что быть чудовищем нормально. Они не увидят в этом фильме нравственного подтекста «так делать не стоит», потому что его там нет. Они увидят, что нормально и даже красиво взять винтовку и расстрелять половину школы. В этом даже есть некий смысл жизни.
Как-то я читал об ответственности актера за того персонажа, которого он играет. Думаю, Фениксу придется несладко. Он сыграл чудовище. Он – не смог, хотя мог бы.
Мне больше по душе Джокер в исполнении Николсона. Он как никто другой показал свет внутри этого темного персонажа. Поэтому, когда в детстве я смотрел «Бетмена», Джокер вызывал у меня очень правильные ассоциации. Он был очень симпатичным и глубоким персонажем, но он сотворил много фигни, и за это поплатился. Вот он, правильный нравственный посыл.
А тут... Хвала Небесам за мудрых женщин. Моя жена безупречно объяснила мне, почему Венецианский фестиваль наградил этот фильм. Европа настолько зажата и подавлена, что мечтает вести себя так, как Джокер. Она мечтает о безнаказанном катарсисе. Джокер в версии Феникса олицетворяет собой тот ад, который творится внутри людей, со всех сторон зажатых правилами и условностями. А они подчас мечтают взять в руки что-то тяжелое и зарядить бесстыжему арабу или наглому соплеменнику. Но – нельзя. Поэтому вручают призы «Джокеру».
В этом смысле, я начал с уважением относиться к украинцам. Мы, может, и не такие культурные парни и девушки. Но мы точно искреннее и ближе к себе, чем многие образцовые европейцы.
А вообще, мир входит в очень темную стадию своей жизни. Содом и Гоморра вокруг нас настолько захлестывает, что мы легко можем вызвать Третью Мировую. И если так случится, мы не должны винить в этом только условного Путина или Ким Чен Ына. В этом виноваты миллиарды людей, которые все глубже закручиваются в бред и ложь. Мы сами называем черное белым, а белое – синим, хотя четко знаем, где красное. Мы позволяем путиным и ким чен ынам быть. Поэтому война становится логичной развязкой для таких гордиевых узлов.
В обе мировые войны человечество вступало, опутанное пеленой самонадеянности, глупости, ура-идиотии. После обеих этих войн оно словно очнулось, вернувшись к осознанию истинных ценностей. Но прошло 75 лет, и вот мы снова на грани.
Хочу, чтобы не было никакой Третьей мировой. Чтобы не было никакой вспышки джокеров на улицах. Хочу, чтобы наш мир спасли Смех и Красота. Предлагаю всем нам жить именно так. И конечно же, объяснять своим детям тонкие грани между вседозволенностью и свободой, красотой и катарсисом, и т.д. Если, конечно, вы понимаете их сами.
А на «Джокера» – сходите. Хотя можете не ходить. Ничего там такого нет.
Сергей Лямец
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов
- Тысячу детей лишают спортивных секций ради еще одного футбольного поля для «Зенита»
