18+

Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?

27/02/2022

Пока российские войска окружали Киев, страны Европы, одно за другим, блокировали европейское воздушное пространство для российских самолетов. К вечеру воскресенья Евросоюз полностью закрыл свой "воздух" для полетов российской гражданской авиации. В Европе нам теперь нельзя ни садиться, ни взлетать. Ни даже пролететь мимо. Как теперь летать в другие страны? А главное - на чем вообще летать?

Как всегда, от европейских конфликтов выигрывает Турция. Теперь и Россия облетает Европу через турецкие коридоры, и Европа облетает Россию так же. Но ведь рано или поздно и Турция может закрыть нам свой воздух. Как закрыла уже проход российских военных судов через пролив Босфор. 

В сложной ситуации оказался сегодня Калининград. Полет над нейтральными водами увеличивает расстояние от Москвы на 500 километров. А значит, время полета существенно увеличится. Повышение стоимости полетов будет наверное компенсировать государство, чтобы россияне в принципе могли воспользоваться авиатранспортом. 

Но главный вопрос, который задают себе сегодня специалисты гражданской авиации: на чем будут теперь летать наши летчики и пассажиры. Ведь основу воздушного парка гражданской авиации России составляют самолеты европейского и американского производства. Большая часть из них находятся в лизинге. Очень вероятно, что владельцы этих судов в ближайшее время потребуют вернуть машины. Но даже если кто-то согласиться их нам продать, отсутствие комплектующих и запчастей не позволит нам в среднесрочной перспективе пользоваться этими лайнерами безопасно. 

У кого-то в парках есть старые самолеты АН-24, ЯК-40. Но в целом магистральная авиация у нас импортная.  Издание "Фонтанка.ру" приводит такие цифры: у «Аэрофлота» из 182 самолетов в парке 176 — иностранные. У S7 все 102 борта — Боинги и Аэробусы. У «Ютэйр» — все 56, у «Уральских авиалиний» — все 54. 

SSJ-100 единственный серийно выпускающийся в России самолет. Всего их в эксплуатации более 165. На подходе еще около 100. Однако хватит ли у производителя в запасе импортных комплектующих на него, еще вопрос. 

Новый Sukhoi SuperJet, в котором декларировалось полное импортозамещение, еще не готов к массовому производству. Сколько нужно времени, чтобы наладить его выпуск – специалисты уверенно сказать не могут. 

Профессионалы авиации утверждают, что разорвать мгновенно все контракты и отозвать лизинговые самолеты и поставки запчастей невозможно. Даже если эти требования появятся очень быстро, сама процедура займет месяцы – там очень много юридических вопросов, они не решаются одним махом. 

В общем, ясно пока только одно – российскую гражданскую авиацию ждут трудные времена.